Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое органом местного самоуправления (далее – ОМС) или его должностным лицом по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к полномочиям ОМС, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила.
К одному из видов муниципальных правовых актов города Барнаула относятся приказы ОМС (статья 79 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края).
Комитет по образованию города Барнаула (далее - комитет) является органом местного самоуправления, уполномочен на принятие в пределах своей компетенции распоряжений и приказов, регулирующих отношения в сфере образования (п.4.7.5. решения Барнаульской городской Думы от 31.08.2012 №815 «Об утверждении Положения о комитете по образованию города Барнаула»).
В зависимости от характера содержания муниципальные правовые акты комитета делятся на муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер (наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений) и муниципальные правовые акты, не относящиеся к нормативным правовым актам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться с жалобой на муниципальные правовые акты, которые нарушают права и свободы, непосредственно в суд либо в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностному лицу. Право выбора способа защиты нарушенных прав и свобод принадлежит самому гражданину (юридическому лицу).
В зависимости от подведомственности дело об обжаловании муниципального правового акта может рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским либо арбитражным процессуальным законодательством.
Муниципальные правовые акты, имеющие нормативный характер, могут быть оспорены только в суд общей юрисдикции в соответствии с кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.
Муниципальные правовые акты, имеющие ненормативный характер, могут быть обжалованы в порядке, установленном кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, если такие акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они обжалуются в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ.