Знакомьтесь: Оксана Викторовна Побивайло – «педагог- наставник» МБОУ «Лицей №112»!
Побивайло Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №112», кандидат филологических наук, Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации.
Вот так рассказывает учитель о своей деятельности педагога-наставника и его ученики, студенты и молодые педагоги.
Бесспорно, каждый учитель – это наставник. Особенно это ощущает тот учитель, который является ещё и классным руководителем. Но наставничество больше, чем классное руководство, несмотря на то что последнее предполагает жизнь в формате 24 на 7. Наставничество от слова «наставить»… «наставить на путь». Как бы патетично это ни звучало, но выходит, что учитель-наставник даёт гораздо больше, чем предполагают школа и система образования. Он указывает на нравственные ориентиры, профессиональный, иногда даже жизненный путь.. А значит, всё-таки наставничество – это определённая ступень в профессиональном развитии учителя, на которую возможно взойти, лишь пройдя долгий путь.
Кто такой наставник, я поняла, когда была ученицей 9 класса в далёком 1993 году, когда в мой 112 лицей и в мою жизнь пришла Нинель Абрамовна Резяпкина. Нинель Абрамовна не просто учитель, который открыл для меня литературу, научил по-настоящему читать художественный текст, влюбил меня в свой предмет, она – настоящий профессионал, талантливый филолог! Мне повезло, что в нашем лицее преподавала именно она. Это был единственный класс в городе, где работала Нинель Абрамовна! Основное место её работы было преподавание в АКИПКРО (сейчас АИРО), где она выступала наставником для всех учителей-филологов края. Я совершенно ясно осознаю, что не стала бы учителем литературы, не связала бы свою жизнь с филологией, если бы не Нинель Абрамовна. На долгие годы этот человек стал для меня ориентиром не только в профессиональном, но в духовном смысле. Истинный наставник – это тот, с кем ведёшь мысленный диалог, взвешивая свои решения и поступки.
Мой путь преподавания начался в 2001 году. В моём же лицее №112. Как и все, я начала его с уроков и классного руководства. Но постепенно захотелось большего, захотелось выйти из традиционного формата. И одной из первых попыток стало кураторство исследовательских проектов учеников. В 2012 году проектная деятельность не была обязательной для учеников старших классов. Писали подобного рода работы по желанию, вдохновению, ради участия в конкурсах. После уроков оставались группами, по одному, обсуждали тексты, выстраивали алгоритм написания работы… До финала дошли не все. А те, кто завершил работы, были отмечены на конкурсах «Шаг в будущее», на конференции для студентов и школьников в АлтГПУ. Одна из них – Тумашова Елена – впоследствии закончила с отличием филологический факультет АлтГПУ и сейчас преподаёт русский язык и литературу в гимназии №69 г. Барнаула.
Юркив (Тумашова) Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы гимназии №69:
В чем особенность профессии учителя? Учителя - это те люди, с которыми все мы начинаем свой путь, те, кто помогает определить будущий вектор в жизни. Хороший учитель становится важным взрослым в жизни ребенка, помогая справляться с трудностями и находить себя в их преодолении.
Когда-то в 2010 году у нас сменился учитель русского языка и литературы, в наш класс пришла Оксана Викторовна, так мы и познакомились.
Я помню, как мы начали открывать новые глубины в произведениях, и меня восхитило, что это все было всегда перед нами, но мы не замечали, не знали, куда смотреть. Я помню, как мы пошли с Оксаной Викторовной в театр, и там впервые посмотрели на постановку осознанно, искренне желая обсудить ее, высказать свое мнение. Я помню, как много всего интересного произошло за те четыре года, что Оксана Викторовна учила нас: и поездки, и научные конференции, и веселые подготовки к школьным мероприятиям.
Я точно знаю, что секрет этой магии, создаваемой на уроках и вне их, прост и сложен одновременно, ведь это те свойства, которые могут быть в каждом из нас, но не все мы про них помним. Это искренность, которую чувствуют дети особо остро. Это настоящая любовь к своему делу, к предмету, к тексту, с которым предстоит работа. Это неподдельная заинтересованность в детях, в их чувствах, мыслях и проблемах, желание помочь.
Другая ипостась наставничества – это творчество. И здесь за многие годы было многое: литературные гостиные, литературные газеты, поэтические дуэли, спектакли, экранизации. Самым знаменательным было сотрудничество с бахрушинским кружком (Театральный музей имени А.А. Бахрушина, г. Москва), создание литературно-театрального сообщества «ГЕН», открытие киноклуба. С театральным музеем Бахрушина работа строилась преимущественно дистанционно: ребята писали статьи о спектаклях, каталоге «Прорыв», который вместе с другой литературой музей высылал кружку. К сожалению, связь прервалась, музей по каким-то причинам забыл о нас… Но сообщество «ГЕН» это не остановило. В 2019 году мы поставили спектакль «Молчание», созданный по собственному сценарию. Ребята прошли все этапы от написания текста до создания костюмов, декораций, афиши. Эта была колоссальная работа, которую невозможно исчислить в часах.
Александр Макагонов, участник постановки «Молчание», ныне студент РАНХиГС:
Путешествуя по граням прошлого, я откровенно называю время «Гена» и «Молчания» золотым веком моей жизни. Причин тому множество, но главная из них – чистое чувство свободы мысли и творчества, чувство неподдельной жизни, когда любой, радостный или печальный, момент позволял ощутить себя частью поистине чего-то великого и вне всяких сомнений достойного. Стоики Древней Греции говорили, что все люди мира, использующие ratio в своей жизни, являются гражданами одного, невидимого полиса. Задействуя в работе не только наши Ratio, но и Psyho, «Ген» стал пропуском в этот полис. Каждое собрание было по-домашнему уютным, а формат уникальным – нашу чайную традицию, спустя столько лет, я больше нигде и не видел; все элементы спектакля по многу раз подобно калейдоскопу видоизменялись, перерабатывались до состояния совершенной гармонии. Организм нашего спектакля и сегодня остаётся для меня удивительным: мы выстраивали его снизу вверх. Единая идея и абсолютная свобода вокруг неё позволили не просто скомпилировать настолько разных героев, сохранив картинку калейдоскопа, но и выстроить из каждого отдельного стёклышка витраж.
Сейчас главное моё детище – это киноклуб, который существует в нашем лицее. Работа с подростками в этом направлении очень необходима. Выброшенные в мир корыстного кинопроката, дети не очень представляют, что такое хорошее, качественное кино. Мы смотрим преимущественно короткометражные фильмы, а потом обсуждаем увиденное, спорим, фантазируем, экспериментируем. Иногда часами!
Опыт наставничества в виде кураторства над студентами-филологами – ещё одна сфера моей профессиональной реализации. В течение нескольких лет я сотрудничала с филологическим факультетом Алтайского государственного педагогического университета: читала лекции по методике преподавания литературы, проводила семинарские занятия, курировала педагогическую практику, дипломные и магистерские работы. На определённом этапе возникает желание учить других, как можно учить. Это происходит вполне естественно, когда понимаешь, что готов делиться. Работа со студентами-практикантами – отдельная стезя, в которой важно примирить внутреннего критика с педагогом-наставником, цель которого всё-таки прежде всего научить, увлечь, так чтобы сегодняшний практикант стал завтрашним учителем. Особую гордость и радость испытываешь, когда твой бывший ученик, студент приходит в школу в роли учителя. Таким преподавателем стала в нашем лицее Реутова Елена Владимировна. И наставничество превращается теперь в диалог двух коллег, где ты только высказываешь своё мнение, советуешь, но не настаиваешь, потому что этот путь учитель должен пройти сам.
Реутова Елена Владимировна, учитель русского и литературы лицея №112:
Наставничество молодому учителю необходимо, так как именно оно дает возможность получить уникальные знания, ведь учитель - это не только тот, кто учит, но и тот кто учится на протяжении всей своей жизни.
При этом наставничество позволяет молодому педагогу не только открыть новые знания, но и увидеть, как они работают на практике.
Моим наставником стала Оксана Побивайло. На её примере я поняла, что урок не может быть шаблонным и стандартным, каждый урок должен вести ученика по лестнице вверх и становиться хоть и небольшой, но победой для него.
Учитель неоднократно была поощрена благодарностями комитета по образованию и администрации города Барнаула, Кемеровского государственного университета. А также в 2014 году награждена почетной грамотой главы администрации города Барнаула и занесена на городскую доску почёта «Слава и гордость Барнаула». На ту же доску почёта была занесена ее ученица Тумашова Елена за успехи в учёбе и в исследовательской деятельности. Педагог награждена Почетной грамотой Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Оксана Викторовна является победителем муниципального конкурса «Учитель года -2015», лауреатом конкурса «Учитель года Алтая - 2015».